В октябре первые из планируемых моделей – седаны – уже поступили к дилерам. Объявленная рекомендованная розничная цена – 2 990 000 руб. с учетом дотации государства (если приобретать в кредит или лизинг) – 2 065 000 руб.
За эти деньги мы получим китайский автомобиль Dongfeng Aeolus E70 (в кузове Nissan Bluebird Sylphy (G11) (2005 г.), у нас ранее продаваемый как Nissan Almera (G15)) с переклеенным шильдиком на «Evolute i-PRO».
КАКОВА ЖЕ ЭКОНОМИКА ПРОЕКТА – ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?
Фактические данные, конечно же, коммерческая тайна. Но в рамках подписания СПИК на сайте Минпромторга России выложено много различной документации по этому проекту, включая финансовый план.
Да, он был составлен немного в «другой реальности», в начале 2022 года, но пропорции отдельных элементов калькуляции цены очень интересны.
Рыночная цена реализации без дотации на седан была рассчитана в размере 2 465 000 руб. (при курсе доллара – 71 руб./долл.).
Эта цена складывается из следующих компонентов:
- Машинокомплект из Китая (без аккумулятора) – 799 262 руб. (32,4%)
- Аккумулятор из Китая – 524 939 руб. (21,3%)
- Комплектующие, сырье и материалы из России (жидкости, колеса, ГЛОНАСС) – 50 833 руб. (2,1%)
- Таможенная пошлина – 110 767 руб. (ставка на комплектующие 7%, но в структуре цены – всего 4,5%)
- Зарплата сотрудников – 41 860 руб. (1,7%)
- Производственные расходы – 10 484 руб. (0,4%)
- Гарантийные обязательства – 24 650 руб. (1%)
- Доставка до дилера – 10 000 руб. (0,4%)
- Коммерческие расходы – 39 300 руб. (1,6%)
- Прибыль производителя – 16 875 руб. (0,7%)
- Маржа дилера – 82 167 руб. (3,3%)
- НДС – 410 833 руб. (ставка 20%, но в структуре конечной цены – 16,7%)
ЧТО СМУЩАЕТ?
Во-первых, то, что машина продается на полмиллиона дороже (или на 21%) от расчетного уровня. При этом нынешний курс доллара – 61 руб./долл., т. е. на 14% ниже планового. Да, логистика по КНР могла подорожать в валюте, но не в три же раза! При этом промышленная инфляция (цены производителей) в Китае в течение 2022 года практически отсутствует. т. е. цифры прибыли и маржи в вышеприведенной калькуляции, скорее всего, «от лукавого».
Во-вторых , смущает возможная квалификация производственного персонала и, соответственно, качество сборки (а в дальнейшем, при повышении уровня локализации, сварки и покраски). Указанная в бизнес-плане «грязная» зарплата слесарей-сборщиков, сварщиков (без начальников и административных работников) – 18-20 тыс. руб. в месяц. Это более чем в 2 раза ниже средней зарплаты по Липецкой области на начало года! При этом работа завода только началась, прибыли пока у предприятия нет и премиальные выплаты к окладу платить не с чего.
Ну и в-третьих, предложение на китайскую «электричку» интересно, пока есть такая масштабная субсидия – почти в миллион рублей. Да, программу поддержки продлевают на 2023 год, но ее объем (в целом по стране) сокращается более чем в 2 раза, а с учетом инфляции – и еще больше. И хватит ли средств на всех желающих покупать авто российской сборки (не только Evolute) – не ясно.
Источник - ЦСР
Сергей Колобанов
Заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР