«Росатом» почти вдвое увеличил оценочную стоимость завода по производству литий-ионных батарей для автотранспорта в Калининграде. Строительство гигафабрики может обойтись в 51 млрд рублей, из которых 19 млрд рублей, - средства госкорпорации, а 27 млрд рублей - кредиты. Удельные капзатраты гигафабрик за рубежом ниже, указывают аналитики. В «Росатоме» поясняют, что завод строится с нуля и не имеет аналогов в стране, а в его цену входят затраты на строительство инфраструктуры и собственного R&D-центра.
МОСКВА, 31 января. Госкорпорация «Росатом» почти вдвое увеличила оценочную стоимость строящегося в Калининградской области завода по производству литий-ионных батарей: общий CAPEX проекта может составить примерно 51,5 млрд рублей. Об этом сообщает сегодня «Коммерсант», которому удалось ознакомиться с обновленным планом правительства по развитию производства систем накопления энергии (СНЭ) в стране. В предыдущей версии документа завод Росатома оценивался в 26,35 млрд рублей.
«Росатом» планирует вложить в строительство гигафабрики 19,2 млрд рублей собственных средств, еще 27,3 млрд рублей будут привлечены за счет кредитов. Кроме того, бюджет области выделит субсидию в 5 млрд рублей. В предыдущей версии предполагалось, что у проекта будет некий «второй акционер», но в обновленной версии больше нет информации о партнерах, отмечает «Коммерсант».
Строительством гигафабрики занимается «Рэнера» (входит в ТВЭЛ — топливный дивизион «Росатома») на площадке замороженной Балтийской АЭС (10 км от границы с Литвой). Запуск завода ожидается осенью 2025 года. Технологический партнер — южнокорейская Enertech. Мощность гигафабрики на первом этапе составит 4 ГВт•ч в год (примерно 50 тыс. электромобилей) с возможностью расширения до 14 ГВт•ч. «Росатом» планирует производить батареи для электромобилей и городского электротранспорта. У госкорпорации есть соглашение с автопроизводителем «Автотор».
Судя по плану, пишет «Коммерсант», «Росатом» рассчитывает за 2023–2025 годы продать внутри страны батареи емкостью в 690 МВт•ч, а в 2030 году — уже 3,75 ГВт•ч.
Объем продаж СНЭ, компонентов и услуг в денежном выражении за 2023–2025 годы внутри РФ составит около 14,8 млрд рублей, а в 2030−м — превысит 35,6 млрд рублей. Экспорт СНЭ также будет увеличиваться: в 2023 и 2024 годах составит примерно по 21 млн длл в год, в 2025 году — 29 млн долл, а в 2030 году — 107 млн долл.
В ООО «Рэнера» газете сообщили, что в «дорожной карте» правительства приведены «оценочные значения инвестиций с учетом не только создания самого производства, но и заложенного в стоимость строительства R&D-центра для разработки новых технологий производства батарей и проведения НИОКР». Гигафабрика строится с нуля, что предусматривает создание развитой инфраструктуры, а также поставку высокотехнологичного оборудования. Финальный объем инвестиций будет определен после проведения госэкспертизы, отмечают в ООО «Рэнера».
Алексей Мартынушкин из «Выгон Консалтинг» полагает, что объем внутреннего рынка СНЭ в России к 2030 году имеет все шансы превысить 100 млрд рублей в год. Ключевым сектором сбыта станет электротранспорт. По его данным, сейчас в мире работают около 50 гигафабрик, а более 60 заводов находятся в процессе строительства. Затраты на строительство гигафабрик варьируются от 40 млн долл до более 100 млн долл за 1 ГВт•ч в год в зависимости от размера и расположения
Удельная стоимость строительства калининградской фабрики — 184 млн долл за 1 ГВт•ч при условии, что речь идет о вложениях только в линию на 4 ГВт•ч, отмечает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Он полагает, что более высокие капзатраты российского объекта могут быть связаны в том числе со снижением доступности и удорожанием необходимого передового оборудования для российских компаний, усложнением логистики, возможными курсовыми шоками, пишет «Коммерсант».
Источник - Коммерсант
Источник - Коммерсант